III ДЕЙСТВИЕ
Сцена - продолжение театральных рядов. В первом ряду несколько свободных 192
мест. Сигнал: "Начинаем". Публика смотрит в бинокли на сцену, сцена смотрит
в бинокли на публику. Начинаются свистки, топанье, крики: "Время!"
Режиссер 193
Товарищи, не волнуйтесь! На несколько минут придется задержать третье
действие по независящим обстоятельствам.
Минута, снова крики: "Время!" 194
Режиссер 195
Одну минуту, товарищи! (В сторону.) Ну что, идут? Неудобно так
затягивать. Переговорить, наконец, можно и потом; пройдите в фойе,
как-нибудь вежливо намекните. А, идут!.. Пожалте, товарищи. Нет, что вы!
Очень приятно! Ну, несущественно, одну минуту, даже полчаса, это ж не поезд,
всегда можно задержать. Каждый понимает, в такое время живем. Могут быть
всякие там государственные, даже планетарные дела. Вы смотрели первый и
второй акт? Ну, как, как? Нас всех, конечно, интересует впечатление и вообще
взгляд...
Победоносиков 196
Ничего, ничего! Мы вот говорим с Иваном Ивановичем. Остро схвачено.
Подмечено. Но все-таки это как-то не то...
Режиссер 197
Так ведь это всё можно исправить, мы всегда стремимся. Вы только
сделайте конкретные указания, мы, конечно... оглянуться не успеете...
Победоносиков 198
Сгущено всё это, в жизни так не бывает... Ну, скажем, этот
Победоносиков. Неудобно все-таки... Изображен, судя по всему, ответственный
товарищ, и как-то его выставили в таком свете и назвали еще как-то
"главначпупс". Не бывает у нас таких, ненатурально, нежизненно, непохоже!
Это надо переделать, смягчить, опоэтизировать, округлить...
Иван Иванович 199
Да, да, это неудобно! У вас есть телефон? Я позвоню Федору Федоровичу,
он, конечно, пойдет навстречу... Ах, во время действия неудобно? Ну, я
потом. Товарищ Моментальников, надо открыть широкую кампанию.
Моментальников 200
Эчеленца, прикажите!
Аппетит наш невелик.
Только слово, слово нам скажите,
изругаем в тот же миг.
Режиссер 201
Что вы! Что вы, товарищи! Ведь это в порядке опубликованной
самокритики и с разрешения Гублита выведен только в виде исключения
литературный отрицательный тип.
Победоносиков 202
Как вы сказали? "Тип"? Разве ж так можно выражаться про ответственного
государственного деятеля? Так можно сказать только про какого-нибудь
совсем беспартийного прощелыгу. Тип! Это все-таки не "тип", а, как-никак,
поставленный руководящими органами главначпупс, а вы - тип!! И если в его
действиях имеются противозаконные нарушения, надо сообщить куда следует на
предмет разбирательства и, наконец, проверенные прокуратурой сведения -
сведения, опубликованные РКИ, претворить в символические образы. Это я
понимаю, но выводить на общее посмешище в театре...
Режиссер 203
Товарищ, вы совершенно правы, но ведь это по ходу действия.
Победоносиков 204
Действия? Какие такие действия? Накаких действий у вас быть не может,
ваше дело показывать, а действовать, не беспокойтесь, будут без вас
соответствующие партийные и советские органы. А потом, надо показывать и
светлые стороны нашей действительности. Взять что-нибудь образцовое,
например, наше учреждение, в котором я работаю, или меня, например...
Иван Иванович 205
Да, да, да! Вы пойдите в его учреждение. Директивы выполняются,
циркуляры проводятся, рационализация налаживается, бумаги годами лежат в
полном порядке. Для прошений, жалоб и отношений - конвейер. Настоящий уголок
социализма. Удивительно интересно!
Режиссер 206
Но, товарищ, позвольте...
Победоносиков 207
Не позволю!!! Не имею права и даже удивляюсь, как это вообще вам
позволили! Это даже дискредитирует нас перед Европой. (Мезальянсовой.) Это
вы не переводите, пожалуйста...
Мезальянсова 208
Ах, нет, нет, ол райт! Он только что поел икры на банкете и теперь
дремлет.
Победоносиков 209
А кого вы нам противопоставляете? Изобретателя? А что он изобрел?
Тормоз Вестингауза он изобрел? Самопишущую ручку он выдумал? Трамвай без
него ходит? Радиолярию он канцеляризировал?
Режиссер 210
Как?
Победоносиков 211
Я говорю, канцелярию он рационализировал? Нет! Тогда об чем толк?
Мечтателей нам не нужно! Социализм - это учет!
Иван Иванович 212
Да, да. Вы бывали в бухгалтерии? Я бывал в бухгалтерии - везде цифры и
цифры, и маленькие, и большие, самые разные, а под конец все друг с другом
сходятся. Учет! Удивительно интересно!
Режиссер 213
Товарищ, не поймите нас плохо. Мы можем ошибаться, но мы хотели
поставить наш театр на службу борьбы и строительства. Посмотрят - и
заработают, посмотрят - и взбудоражатся, посмотрят - и разоблачат.
Победоносиков 214
А я вас попрошу от имени всех рабочих и крестьян меня не будоражить.
Подумаешь, будильник! Вы должны мне ласкать ухо, а не будоражить, ваше дело
ласкать глаз, а не будоражить.
Мезальянсова 215
Да, да, ласкать...
Победоносиков 216
Мы хотим отдохнуть после государственной и общественной деятельности.
Назад, к классикам! Учитесь у величайших гениев проклятого прошлого. Сколько
раз я вам говорил. Помните, как пел поэт:
После разных заседаний
нам не радость, не печаль,
нам в грядущем лет желании,
нам, тарам, тарам, не жаль...
Мезальянсова 217
Ну, конечно, искусство должно отображать жизнь, красивую жизнь,
красивых живых людей. Покажите нам красивых живчиков на красивых ландшафтах
и вообще буржуазное разложение. Даже, если это нужно для агитации, то и
танец живота. Или, скажем, как идет на прогнившем Западе свежая борьба со
старым бытом. Показать, например, на сцене, что у них в Париже женотдела
нет, а зато фокстрот, или какие юбки нового фасона носит старый одряхлевший
мир сконапель - бо монд. Понятно?
Иван Иванович 218
Да, да! Сделайте нам красиво! В Большом театре нам постоянно делают
красиво. Вы были на "Красном маке"? Ах, я был на "Красном маке". Удивительно
интересно! Везде с цветами порхают, поют, танцуют разные эльфы и...
сифилиды.
Режиссер 219
Сильфиды, вы хотели сказать?
Иван Иванович 220
Да, да, да! Это вы хорошо заметили - сильфиды. Надо открыть широкую
кампанию. Да, да, да, летают разные эльфы... и цвельфы... Удивительно
интересно!
Режиссер 221
Простите, но эльфов было уже много, и их дальнейшее размножение не
предусмотрено пятилеткой. Да и по ходу пьесы они нам как-то не подходят. Но
относительно отдыха я вас, конечно, понимаю, и в пьесу будут введены
соответствующие изменения в виде бодрых и грациозных дополнительных вставок.
Вот, например, и так называемый товарищ Победоносиков, если дать ему
щекотящую тему, - может всех расхохотать. Я сейчас же сделаю пару указаний,
и роль просто разалмазится. Товарищ Победоносиков, возьмите в руки
какие-нибудь три-четыре предмета, например, ручку, подпись, бумагу и
партмаксимум, и сделайте несколько жонглерских упражнений. Бросай те ручку,
хватайте бумагу - ставьте подпись, берите партмаксимум, ловите ручку, берите
бумагу - ставьте подпись, хватайте партмаксимум. Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре. Сов-день - парт-день - бю-ро-кра-та. Сов-день -
парт-день - бю-ро-кра-та. Доходит?
Победоносиков 222
(восторженно)
Хорошо! Бодро! Никакого упадочничества - ничего не роняет. На этом
можно размяться.
Мезальянсова 223
Вуй, сэ трэ педагож_и_к.
Победоносиков 224
Легкость телодвижений, нравоучительная для каждого начинающего
карьеру. Доступно, просто, на это можно даже детей водить. Между нами, мы -
молодой класс, рабочий - это большой ребенок. Оно, конечно, суховато, нет
этой округленности, сочности...
Режиссер 225
Ну, если вам это нравится, здесь горизонты фантазии необъятны. Мы
можем дать прямо символистическую картину из всех наличных актерских кадров.
(Хлопает в ладоши.)
Свободный мужской персонал - на сцену! Станьте на одно колено и
согнитесь с порабощенным видом. Сбивайте невидимой киркой видимой рукой
невидимый уголь. Лица, лица мрачнее... Темные силы вас злобно гнетут.
Хорошо! Пошл_о_!..
Вы будете капитал. Станьте сюда, товарищ капитал. Танцуйте над всеми с
видом классового господства. Воображаемую даму обнимайте невидимой рукой и
пейте воображаемое шампанское. Пошло! Хорошо! Продолжайте! Свободный
женский состав - на сцену!
Вы будете - свобода, у, вас обращение подходящее. Вы будете -
равенство, значит, всё равно, кому играть. А вы - братство, - другие чувства
вы всё равно не вызовете. Приготовились! Пошли! Подымайте воображаемым
призывом воображаемые массы. Заражайте, заражайте всех энтузиазмом! Что вы
делаете?!
Выше вздымайте ногу, симулируя воображаемый подъем. Капитал,
подтанцовывайте налево с видом Второго интернационала. Чего руками
размахались! Протягивайте щупальцы империализма... Нет щупальцев? Тогда
нечего лезть в актеры. Протягивайте что хотите. Соблазняйте воображаемым
богатством танцующих дам. Дамы, отказывайтесь резким движением левой руки.
Так, так, так! Воображаемые рабочие массы, восстаньте символистически!
Капитал, красиво падайте! Хорошо!
Капитал, издыхайте эффектно!
Дайте красочные судороги!
Превосходно!
Мужской свободный состав, сбрасывайте воображаемые оковы, вздымайтесь
к символу солнца. Размахивайте победоносно руками. Свобода, равенство и
братство, симулируйте железную поступь рабочих когорт. Ставьте якобы рабочие
ноги на якобы свергнутый якобы капитал.
Свобода, равенство и братство, делайте улыбку, как будто радуетесь.
Свободный мужской состав, притворитесь, что вы"кто был ничем", и
вообразите, что вы - "тот станет всем". Взбирайтесь на плечи друг друга,
отображая рост социалистического соревнования.
Хорошо!
Постройте башню из якобы могучих тел, олицетворяя в пластическом
образе символ коммунизма.
Размахивайте свободной рукой с воображаемым молотом в такт свободной
стране, давая почувствовать пафос борьбы.
Оркестр, подбавьте в музыку индустриального грохота.
Так! Хорошо!
Свободный женский состав - на сцену!
Увивайте воображаемыми гирляндами работников вселенной великой армии
труда, символизируя цветы счастья, расцветшие при социализме.
Хорошо! Извольте! Готово!
Отдохновенная пантомима на тему -
"Труд и капитал
актеров напитал".
Победоносиков 226
Браво! Прекрасно! И как вы можете с таким талантом размениваться на
злободневные мелочи, на пустяшные фельетоны? Вот это подлинное искусство -
понятно и доступно и мне, и Ивану Ивановичу, и массам.
Иван Иванович 227
Да, да, удивительно интересно! У вас есть телефон? Я позвоню...
Кому-нибудь позвоню. Прямо душа через край. Это заражает! Товарищ
Моментальников, надо открыть широкую кампанию.
Моментальников 228
Эчеленца, прикажите!
Аппетит наш невелик.
Только хлеба-зрелищ нам дадите,
всё похвалим в тот же миг.
Победоносиков 229
Очень хорошо! Всё есть! Вы только введите сюда еще самокритику, этаким
символистическим образом, теперь это очень своевременно. Поставьте
куда-нибудь в сторонку столик, и пусть себе статьи пишет, пока вы здесь
своим делом занимаетесь. Спасибо, до свидания! Я не хочу опошлять и
отяжелять впечатления после такой изящной концовочки. С товарищеским
приветом!
Иван Иванович 230
С товарищеским приветом! Кстати, как фамилия этой артисточки, третья
сбоку? Очень красивое и нежное... дарование... Надо открыть широкую
кампанию, а можно даже и узкую, ну так... я и она. Я позвоню по телефону.
Или пускай она позвонит.
Моментальников 231
Эчеленца, прикажите! Стыд природный невелик. Только адрес, адрес нам
дадите, - стелефоним в тот же миг.
Два капельдинера останавливают лезущего в первый ряд Велосипедкина. 232
Капельдинер 233
Гражданин, а гражданин, вас вежливо просют, убирайтесь вы отсюда! Куда
вы прете?
Велосипедкин 234
Мне нужно в первый ряд...
Капельдинер 235
А бесплатных пирожных вам не нужно? Вас вежливо просют, гражданин, а
гражданин? У вас билет в рабочей полосе, а вы в чистую публику прете.
Велосипедкин 236
Я иду в первый ряд к товарищу Победоносикову по делу.
Капельдинер 237
Гражданин, а гражданин, в театр для удовольствий ходют, а не по делу.
Вам вежливо говорят, катитесь отсюда колбасой!
Велосипедкин 238
Удовольствие дело послезавтрашнее, а я по делу по сегодняшнему, и, если
будет надо, не только первый - мы вам все ряды переворотим с ложами.
Капельдинер 239
Гражданин, вам вежливо говорят, выметайтесь отсюда! За гардероб не
платили, программу не купили, да еще без билета!
Велосипедкин 240
Да я не смотреть пришел. С моим делом я и по партийному билету сюда
пройду... Я к вам, товарищ Победоносиков!
Победоносиков 241
Чего вы кричите? И кто это такой? Какой-то Победоносиков?!!
Велосипедкин 242
Шутки в сторону, бросьте играться. Вы и есть он, и я к вам, который и
есть главначпупс Победоносиков.
Победоносиков 243
Надо-с узнать если не имя-отчество, то хотя бы фамилию, прежде чем
обращаться к вышесидящему ответственному товарищу.
Велосипедкин 244
Так как ты ответственный, ты и отвечай, почему у тебя в канцелярии
замораживают изобретение Чудакова? В нашем распоряжении минуты. Несчастие
будет непоправимо. Отпустите немедленно деньги, вынесем опыт на максимально
возвышенное место и...
Победоносиков 245
Что за чепуха?! Какой Чудаков? Какие возвышенности? И я вообще сам
сегодня выезжаю на возвышенности Кавказа.
Велосипедкин 246
Чудаков - это изобретатель...
Победоносиков 247
Изобретателей много, а я один, и вообще прошу не беспокоить меня хотя
бы в редкие, урегулированные подлежащими инстанциями минуты отдыха. Зайдите
в пятницу.
Режиссер усиленно машет рукой Велосипедкину. 248
Велосипедкин 249
К тебе зайдут - и не в пятницу, а сегодня, и не я, а...
Победоносиков 250
Пускай заходит кто угодно, и не ко мне, а к моему заместителю. Если в
приказе объявлено о моем отпуске, значит меня нет. Надо понимать конструкцию
нашей конституции.
Это безобразие!
Велосипедкин 251
(к Ивану Ивановичу)
Втолкуйте ему, втелефонируйте ему, вы же обещали!
Иван Иванович 252
Приставать с делами к лицу, находящемуся в отпуску!!! Удивительно
интересно! У вас есть телефон? Я позвоню Николаю Александровичу. Надо беречь
здоровье старых ответственных, пока они еще молоды.
Режиссер 253
Товарищ Велосипедкин, умоляю вас, не устраивайте скандала! Он же ж не
из пьесы. Он просто похож, и умоляю вас, чтоб они не догадались. Вы получите
полное удовлетворение по ходу действия.
Победоносиков 254
Прощайте, товарищ! Нечего сказать, называетесь ррреволюционным
театром, а сами раздражаете... как это вы сказали?.. будоражите, что ли,
ответственных работников. Это не для масс, и рабочие и крестьяне этого не
поймут, и хорошо, что на поймут, и объяснять им этого не надо. Что вы из нас
каких-то действующих лиц делаете? Мы хотим быть бездейственными... как они
называются? - зрителями. Не-еет! В следующий раз я пойду в другой театр!
Иван Иванович 255
Да, да, да! Вы видали "Вишневую квадратуру"? А я был на "Дяде
Турбиных". Удивительно интересно!
Режиссер 256
(Велосипедкину)
Что вы наделали? Вы чуть не сорвали весь спектакль. Пожалте на сцену!
Пьеса продолжается!
Баня (В. Маяковский) - I действие
Баня (В. Маяковский) - II действие
Баня (В. Маяковский) - IV действие
Баня (В. Маяковский) - V действие
Баня (В. Маяковский) - VI действие
Лозунги для пьесы "Баня" (В. Маяковский)